Главная
О проекте
Новости
Галерея
Художники
Картины на заказ
Бизнес&Искусство
Искусство& Современность
Спонсоры
Искусство России 2010
 
 
Искусство России 2009

Музей актуального искусства в рунете.
Русские олигархи как арт-маркетмейкеры
31.05.2009
В мае 2007 года предприниматель и коллекционер Игорь Маркин открыл первый в России частный музей актуального искусства. ART4.RU не только знакомил с работами современных российских художников (с послевоенного времени до наших дней), собранных Маркиным, но и постоянно проводил выставки — например, ретроспективы Дмитрия Краснопевцева и Тимура Новикова. А еще и устраивал художественные акции — к примеру, конкурс на лучший памятник Борису Ельцину. Однако новые экономические реалии сказались на работе частного музея: с этого года он открыт только по пятницам и только в режиме постоянной экспозиции, никаких новых выставок не планируется. Спустя несколько месяцев после начала кризиса мы встретились с Игорем Маркиным и поговорили о судьбе музея и перспективах рынка современного искусства. — Когда осенью стало известно, что выставочная деятельность ART4.RU сворачивается, были разговоры о том, что вы собираетесь продавать музей. Правда ли это? — Мысли о продаже ART4.RU действительно были, но еще в докризисное время. Я подумывал о том, чтобы начать новое дело — собирать современное западное искусство и сделать еще один музей. Западные вещи — объекты, интерактивные работы — подчас интересней, у нас такого вообще не делают. Однако сейчас уже не до того. До кризиса было нормой создавать что-то большое и значительное, а потом продавать это очень дорого. Но сейчас продать музей втридорога невозможно, его цена все время падает. Поэтому разговоры о продаже совершенно не актуальны, и будут таковыми в ближайшие много лет. — Как кризис отразился на вашей деятельности коллекционера и владельца музея? — Ситуация в стране сейчас плохая: кризис накатывает волнами, скоро будет следующая волна. В результате нет денег на новые приобретения, и это тяжелый удар для меня как коллекционера. Ничего страшного, конечно, тяжелые времена пройдут. К тому же у кризиса есть свои плюсы: раньше моя коллекция принадлежала народу, а сейчас — мне. Самое главное, что музей не закрыт и все, кому надо, могут его посмотреть. Для меня хорошо то, что теперь я могу проводить время в музее один, читать книжки. Появляются другие ценности: сохранить коллекцию, передать ее детям. — С началом кризиса вы совершенно отказались от новых приобретений? — Сейчас актуален «натуральный обмен» советского образца. Например, я выменял куколку Жени Антуфьева на фотоаппарат. Коллекционеры вроде Талочкина всегда так действовали, но в ближайшие год-полтора так же буду поступать и я. Кроме того, я выставил на июньские русские торги Sotheby’s несколько работ из своей коллекции — хочу продать некоторые вещи, чтобы появились средства для новых покупок. — Что для вас является основным занятием: ваш бизнес или музей? — Последние два года я занимаюсь в основном музеем, на это уходит много сил и средств. Сейчас мне хорошо бы вернуться в бизнес, но из-за того, что это трудно, а прежней мотивации нет, я не спешу. Тут ты искусством занимался, а теперь надо идти поднимать производство. Это вообще серьезная проблема: бизнесмены, которые десять—пятнадцать лет в деле, в какой-то момент насытились, устали от бизнеса и стали заниматься искусством. Вексельберг стал покупать яйца, Семенихин создал свой фонд «Екатерина», я открыл музей. Все перестали работать, и из-за этого разразился кризис. — Как вы оцениваете изменение цен на рынке современного искусства в последние несколько месяцев? — Еще год назад цены были перегреты до предела. До кризиса коллекционировать могли только миллиардеры — те, кто готов платить по несколько миллионов долларов за одну работу. Осенние аукционы показали, что цены на топ-лоты упали в два раза, стоимость работ современных художников второго ряда (Шутов, Дубосарский и Виноградов) снизилась на порядок, почти в десять раз. В ближайшее время на рынке установится нормальная цена, и коллекционерам это пойдет на пользу. «Пузырь» высоких цен сдувается, и я очень сожалею, что в нем участвовал. — Вы считаете, что в какой-то момент покупали вещи в коллекцию по завышенным ценам? — Да, задним числом это стало понятно. Немного, но две-три работы были куплены по неоправданно высоким ценам. К судорожным покупкам меня подстегнуло открытие музея: появились пробелы в коллекции, и пришлось приобретать дорогие вещи, в том числе на аукционах. Например, некоторые объекты и инсталляции — то, что обычные коллекционеры, как правило, не покупают. Сейчас я понимаю, что поддался ажиотажу последних лет. О чем-то жалею меньше — например, работу Комара и Меламида я купил очень дорого, но это действительно качественная вещь. Другое дело — живопись Эрнста Неизвестного. Он вообще плохой художник, я не знаю, зачем я приобрел его вещь за $12 тысяч. Просто его работ не было на рынке, и когда что-то вдруг появилось, я купил. Прежде чем покупать, всегда нужно долго думать, смотреть, выбирать. А в тот момент ситуация была такова, что на раздумья не было времени. — Современное искусство — одна из самых спекулятивных областей арт-рынка. Не приведет ли резкое снижение цен к падению доверия к этому сегменту? — Что касается инвесторов, безусловно, они утратят интерес к современному искусству и к коллекционированию в целом. Во время покупательского бума последних лет инвесторы становились коллекционерами — им показывали график роста цен, и они покупали. Ведь какая разница, сколько платить, если завтра работа будет стоить в десять раз дороже. Теперь если дилер говорит вам: покупайте, завтра работа будет стоить дороже, — это вранье. — Почему, несмотря на то что цены на рынке были в какой-то момент неоправданно высокими, работы продолжали приобретать? — Проблема в том, что многие коллекционеры обращали внимание лишь на то, насколько быстро художник растет в цене, а не на саму работу и ее качество. Апофеоз «пузыря» в современном искусстве — Дэмиен Хёрст. Сентябрьский аукцион Sotheby’s я считаю позором. Свою роль в аукционном буме сыграли и русские покупатели. Это психология нувориша — приобретать все самое дорогое, потому что понять, что лучшее, он не может. Типичный молодой коллекционер с точки зрения собирательского опыта — Роман Абрамович. Его многомиллионные покупки Бэкона и Фрейда насмешили весь мир. Впрочем, это касается не только современного искусства. Так, в какой-то момент работы русских художников стали дороже западных звезд. Гончарова — самая дорогая художница в мире; это же смешно. Ее работа ушла за $10,8 млн исключительно благодаря русскому спросу. Когда Петр Авен стал собирать революционный фарфор, на русские тарелки появилась мода, они стали стоить безумных денег. Если бы наши миллиардеры собирали матрешек, и матрешки продавались бы на Sotheby’s за тысячи долларов. — Вы никогда не жалели о том, что стали собирать работы современных художников, а не классическое искусство? — Русский XIX век я тоже покупал, но мне это неинтересно: хороших работ осталось мало, зато масса подделок. Современное искусство интересней, и вещи лучше — мне нравится его собирать. Я всегда собирал из любви к делу. Никогда не относился к коллекционированию как к бизнесу.
 
 Благодарим сайт www.politua.su за предоставленную информацию.
Архив статей
   Логин
   Пароль
  Запомнить меня
 
  Забыли пароль?
Новости
Новый выпуск "Российское искусство 2017"
Редакция сердечно поздравляет всех участников проекта и художественного портала russianartguide.ru с Новым Годом и выходом нового издания «Российское искусство 2017», выпущенного в формате Россия-Китай.
Подробнее »
С Новым 2016 годом!
От всего коллектива поздравляем наших участников с Новым 2016 годом и Рождеством!
Подробнее »
Приглашаем на выставку!
Издательство "Российское Искусство" приглашает посетить персональную выставку выдающегося русского художника, участника проекта, Владимира Татаринова «Русь многоликая», приуроченную к 80-летию автора.
Подробнее »
Работы на состояние природы. Часть 2.
Владимир Михайлович Татаринов комментирует свои работы, созданные в основном в 1950-е годы, — в период учебы в Московской средней художественной школе и Суриковском институте...
Подробнее »
Работы на состояние природы. Часть 1.
Этюды и пейзажи свидетельствуют и о высоком уровне профессиональной подготовки в отечественной художественной школе в послевоенные годы, и о развивающемся живописном даре в то время ровесника большинства наших читателей — Владимира Татаринова...
Подробнее »
Многогранное творчество Никаса Сафронова.
Сафронов талантливо работает в нескольких жанрах: в портретном, где каждый портрет пишет психологически неповторимым, заглядывая в саму суть портретируемого персонажа...
Подробнее »
 Copyright © 2009-2013 Национальный Культурный Фонд "Возрождение".  Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.russianartguide.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации принадлежат Национальному Культурному Фонду "Возрождение", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. Проект реализуется при содействии ООО "Москоу Медиа Групп".