Главная
О проекте
Новости
Галерея
Художники
Картины на заказ
Бизнес&Искусство
Искусство& Современность
Спонсоры
Искусство России 2010
 
 
Искусство России 2009

Музей актуального искусства в рунете.
Государственный музей современного искусства: быть или не быть?
10.10.2012

СМИ

 
- «Не может быть великой страны без большого музея современного искусства...» А.Авдеев
 
- «Министерство культуры России приняло решение о создании Государственного музея современного искусства в Москве».
 
- «Проект музея готов и деньги выделены».
 
- «Московские власти ищут площадку под новый музей современного искусства».
 
- «Предполагается что собранием, которое станет основой музея, сегодня насчитывает 2,5 тысячи предметов, собранных за 15 лет ГЦСИ (Государственный центр современного искусства)».
 
Весной противоречивая информация о создании Государственного музея современного искусства активно муссировалась СМИ, летом новостные акценты сместились, а к осени оказалось, что вынашиваемый в течение десяти лет проект музея безнадежно устарел. Попеременно радость сменялась недоумением: что же все-таки пытаются создать и его качественное отличие от того, что уже существует на московской и российской арт-сцене? И будет ли это создано вообще?
 
 

СТРАСТИ ПО МУЗЕЮ

Так для чего же власти понадобился новый Музей современного искусства?
 
Москвичи совсем не обделены современным искусством: как развивается искусство в России последних десятилетий, какие в нем течения и конфликты, кто остался в вечности, а кто оказался забытым, москвичам представляют разрозненно несколько мнений: с 1999 года работает Московский музей современного искусства, имеющий муниципальный статус, в коллекции которого представлены российские художники.
 
Во второй половине нынешнего года, скорей всего, распахнет свои двери Центр современного искусства "Гараж", который к этому времени переедет в отреставрированный павильон в ЦПКио им. Горького.
 
В Москве почти 20 лет открыт и функционирует Государственный центр современного искусства (ГЦСИ).
 
На протяжении нескольких месяцев заявили о создании Музея современного искусства различные московские художественные кластеры, только ленивый не поспешил обозначить свою причастность к современному искусству:
 
 
- Дирекция Всероссийского выставочного центра планирует отдать павильон «Космос» под музей современного искусства- аналог лондонской галереи Тейт Модерн (причем недорого в аренду-всего за один рубль/метр);
 
- С недавнего времени Центр современного искусства "Винзавод" озабочен изменением своего статуса на музейный, но пока не имеет вразумительной концепции развития музея современного искусства. Одного желания «быть не как все », согласитесь, мало. Как и решить проблему продвижения российского искусства на Западе и включения его в международный контекст назначением «западного человека» на должность директора маловероятно;
 
- Недавно стало известно, что кинотеатр "Ударник" расположенный рядом со знаменитым Домом на набережной также станет музеем современного искусства, заниматься его созданием и восстановлением памятника архитектуры будет глава культурного фонда АртХроники Шалва Бреус.
 
 

 А У НАС, КАК У ВАС !?

 
«Власти рассчитывают, что проект встанет в один ряд с Центром Жоржа Помпиду в Париже, галереей Тейт в Лондоне и музеем МоМА в Нью-Йорке».
 
Ну, в один ряд уже не встанет хотя бы потому, что Центр Жоржа Помпиду был основан в 1977 году и его собрание составляет более 60000 работ, галерея Тейт в Лондоне была основана в 1897 году (в 2000году-Тейт модерн) и ее собрание насчитывает более 66000 произведений искусства, а небезызвестный МоМА в Нью-Йорке был основан в 1928 году при содействии Рокфеллеров и насчитывает более 40000 работ.
 
Не встанет в один ряд с вышеуказанными музеями еще и потому, что проекты этих ведущих современных музеев были разработаны гениальными архитекторами: Херцогом и Мероном, Филипом Джонсом, Ренцо Пьяно и Ричардом Роджерсом. Архитектура этих музеев и место, где она построена, действуют совместно, усиливая друг друга.
 
В последнее десятилетие в мире (пока рождался наш проект музея современного искусства) появилось много современных музеев - уникальных и по авторским концепциям и по технологиям, используемым при их строительстве. Может, нам все-таки , мечтая о музее, не оглядываться назад-мы живем уже в XXI веке, а заглянуть вперед-только тогда у нас будет шанс не плестись в хвосте у мирового художественного сообщества?
 
 

А ЧТО У НАС?

Надо признать, что в России нет опыта строительства музеев, в большинстве случаев здания приспосабливались под музеи, поэтому почти во всех российских музеях различного уровня катастрофическая ситуация с хранением. Освещение, отопление, вентиляция и кондиционирование, охрана , а в последнее время в связи с активным внедрением мультимедиа технологий - акустика и т.д. – все это разделы любого проекта при строительстве музея требуют специфических решений, которые может (или не может) сформулировать заказчик-музей.
 
Как показывает мировой опыт строительства и реконструкции современных музейных комплексов, в проектном задании должны найти отражение такие немаловажные разделы, как обеспечение доступа в музей людям с ограниченными возможностями, удобные парковки, кафе, магазины, зоны отдыха…
 
Техническое задание, которое ляжет в основу проекта будущего музея формирует музей, а не чиновники от культуры. Архитектура Явейна никакой кураторской концепции реконструкции здания Главного штаба не внесла, и это никак не помогло музею. И это вопрос прежде всего к заказчику.
 
Кто же из архитекторов войдет в мировую историю строительством российского Музея современного искусства, так пафосно заявленного властью?
 
 

КОЛЛЕКЦИЯ - ОСНОВА БУДУЩЕГО МУЗЕЯ

Основой любого вновь создающегося музея всегда является коллекция. Количество единиц хранения — ещё не повод для музеефикации коллекции, если в ней нет достаточно работ музейного качества. Кто из специалистов (кроме экспертного совета ГЦСИ) оценивал качество предполагаемой коллекции, которая войдет в основу экспозиции будущего современного музея?
 
Не секрет, что в большинстве российских музеев, современное искусство существует в качестве придатка, сложилась ситуация разрушенного исторического повествования, произошел разрыв экспозиционного поля. Комплектованием и атрибуцией современного искусства в большинстве музеев заниматься некому, чаще все это держится на личной инициативе и предпочтениях научных сотрудников. Ошибки сотрудников годами хранятся невостребованными в запасниках.
 
Количество работ 2500-4000 (по разным источникам) – это количество экспонатов коллекции небольшого провинциального музея. Можно ли из тех работ ,которые имеются в ГЦСИ создать полноценную постоянную развернутую экспозицию, дающую представление о развитии современного искусства в мире? Или «Национальный», появившееся в аббревиатуре «Государственного музея современного искусства» совсем недавно говорит как раз о том, что мы не претендуем вписываться в международный контекст и ограничимся федеральным?
 
Какова концепция комплектования в будущем у музея современного искусства и кем она будет определяться? Какова структура взаимодействия будущего музея с музеями, галереями, фондами, художниками?
 
 

НЕ МЕСТО КРАСИТ МУЗЕЙ, А МУЗЕЙ МЕСТО?

Если власть действительно озабочена поиском места для будущего музея, почему она упорно не обращает свое внимание на Зарядье, являющееся в результате сталинской градостроительной политики примером уничтожения городского смысла?
 
Ведь существует же проблема Зарядья и его развитие будет , скорей всего, модельным для Москвы и знаковым для России-станет ли развитие культуры в числе государственных приоритетов.
 
В феврале власти объявили конкурс на разработку концепции строительства в Зарядье, на который было представлено свыше 100 возможных решений. Как показал конкурс, проведенный Москомархитектурой на проект парка на месте гостиницы «Россия», фактически закончившийся ничем, у нас в архитектуре не кризис средств, а кризис идей и никаких прорывов в ближайшее время не предвидится. Пока будущих архитекторов будут «учить изображать архитектуру» по словам Евгения Асса.
 
Один только парк вряд ли усложнит городскую среду и добавит смыслы Зарядью, но история и современность знаково могут переплестись в Музее современного искусства с прилегающим к нему парком. Инвестиции в культуру-это показатель развития и возрождения государства. Это не менее перспективный профит , чем ЧМ и Олимпиада.
 
Придать многофункциональность Зарядью и решить вопрос о соответствии масштабов с прилегающими кварталами помогло бы строительство современного музейного комплекса, решающего стратегические задачи развития культуры. В этом случае Зарядье не будет буферной зоной между городом и сакральным Кремлем, а приобретет свою уникальность и смысловую полноту в новейшей истории России. А у нас появится беспрецедентная альтернатива: вместо мавзолея посещать музей современного искусства!
 
 

СТРОИТЕЛЬСТВО СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ - ПОКАЗАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВЛАСТИ, ЕЕ АМБИЦИЙ И ПРИТЯЗАНИЙ

Музей современного искусства способен выступать в роли смыслового универсума, выбирающего принципиально новые стратегии взаимодействия человека, общества и окружающей среды, развивающего способности считывать коды, а значит, знаки и смыслы времени. Его стили, скорости, навыки работы с формой. Роль музея современного искусства - выстроить художественную модель этого взаимодействия.
 
Чем мощнее будет построенная художественная модель, тем более показательными будут и сдвиги в нашей истории. Ведь искусство прогнозирует будущее и, в значительной степени, его строит. Такой модели у нас за последние 20 лет не сложилось: музеи существуют сами по себе, галереи сами по себе, рынок (или его подобие) сам по себе . О том, что не сложилась ,подтверждают и сделанные недавно заявления владельцев нескольких ведущих арт-галерей. О том ,что не сложилась, подтверждает пикетирование выставки в Краснодаре и запрет с последующей заменой выставки «Родина» в краеведческом музее Новосибирска скелетами динозавров. Это показательное отношение к культуре, укладывающееся в примитивные коды (как относиться к костям динозавров в XXI веке мы знаем), ничего не имеющее общего с днем сегодняшним, а тем более завтрашним.
 
Так для чего же власти понадобился государственный музей современного искусства со всеми вытекающими из этого проблемами? Насколько руководство готово серьезно и целенаправленно заняться культурной политикой?
 
Проектирование и строительство уникального музея современного искусства, появление его в системе координат государства действительно могло бы стать показателем кардинальных позитивных изменений, происходящих в современной России.
 
Елена Росып, член ТСХР, куратор Галереи современного искусства
Эдуарда Аниконова (Магнитогорск).
 
 

ДЛЯ СПРАВКИ

Раньше тихий и провинциальный городок на границе Франции и Германии привлекал любителей искусства лишь тем, что витражи его кафедрального собора были сделаны по эскизам Марка Шагала. Все изменилось в 2010 году, когда по проекту японского архитектора Шигеру Бана в Меце был построен Центр Помпиду. На создание высокой крыши конической формы архитектора вдохновила китайская шапочка, найденная им в Париже. В первый год работы центра его посетило около одного миллиона человек. Кроме того, это самое большое выставочное пространство в Европе.
 
Центр Помпиду-Мец Центр Помпиду-Мец
Центр Помпиду-Мец
 
Национальный музей искусств XXI века в Риме построен по проекту Захи Хадид.
 
MAXXI - Национальный музей искусства XXI века. Фото (с) Roland Halbe
MAXXI - Национальный музей искусства XXI века. Фото (с) Roland Halbe
 
Как и многие другие центры современного искусства, MAXXI расположен в бывшем промышленном районе, вдали от исторической части итальянской столицы. Главный вход в здание — это фасад снесенных для постройки музея казарм Монтелло, за которым располагается сложная структура из переплетающихся галерей, спроектированная Захой Хадид. Авторство самой известной женщины-архитектора современности угадывается сразу: плавные линии, контрастное сочетание белого и черного, глухие бетонные поверхности, поддерживаемые рядами тонких колонн. Музей имеет большую коллекцию искусства XX и XXI веков, в том числе и крупнейшее собрание итальянских художников.
 
 

Стеделейкмюсеум — музей современного искусства в Амстердаме — существенно увеличил свои площади за счет эффектной пристройки. Открытие здания после длительной реконструкции состоится 23 сентября.
 
Музей Стеделейк - новое крыло
Музей Стеделейк - новое крыло
 
Основной корпус музея Стеделейк был спроектирован и построен Адрианом Виллемом Вейсманом в 1895. Типичное для той эпохи здание из красного кирпича с белым декором известно своей эффектной лестницей, просторными помещениями и обилием естественного света.
 
Специалисты голландского бюро Benthem Crouwel историческую постройку оставили практически в неприкосновенности. Все новые площади (около 12 000 м2) размещены в пристройке, выходящей на зеленую площадь Мюсеумплейн. Она откровенно чужеродна: прозрачные стеклянные стены и гладкая, бесшовная, абсолютно белая верхняя часть, которую даже сами архитекторы называют «ванной». Ее козырек сильно выступает в пространство площади, превращаясь в переходную зону между городским ландшафтом и музеем. Чтобы не закрыть полностью знакомый жителям старый фасад Стеделейкмюсеума, пришлось большие пространства поместить под землю. В надземной части пристройки расположен только главный вход, музейный магазин, ресторан с террасой. Под землей находятся библиотека, информационно-образовательный центр и большой выставочный зал, площадью около 1100 м2. Причем посетителям нет необходимости лишний раз возвращаться во входную зону: специальные эскалаторы, помещенные в закрытую «трубу» желтого цвета соединяют эти помещения с остальными выставочными пространствами, так что «нить» художественного повествования нарушена не будет.
 
Музей Стеделейк - новое крыло
Музей Стеделейк - новое крыло
 
 
 
Архив новостей
   Логин
   Пароль
  Запомнить меня
 
  Забыли пароль?
Новости
Новый выпуск "Российское искусство 2017"
Редакция сердечно поздравляет всех участников проекта и художественного портала russianartguide.ru с Новым Годом и выходом нового издания «Российское искусство 2017», выпущенного в формате Россия-Китай.
Подробнее »
С Новым 2016 годом!
От всего коллектива поздравляем наших участников с Новым 2016 годом и Рождеством!
Подробнее »
Приглашаем на выставку!
Издательство "Российское Искусство" приглашает посетить персональную выставку выдающегося русского художника, участника проекта, Владимира Татаринова «Русь многоликая», приуроченную к 80-летию автора.
Подробнее »
Работы на состояние природы. Часть 2.
Владимир Михайлович Татаринов комментирует свои работы, созданные в основном в 1950-е годы, — в период учебы в Московской средней художественной школе и Суриковском институте...
Подробнее »
Работы на состояние природы. Часть 1.
Этюды и пейзажи свидетельствуют и о высоком уровне профессиональной подготовки в отечественной художественной школе в послевоенные годы, и о развивающемся живописном даре в то время ровесника большинства наших читателей — Владимира Татаринова...
Подробнее »
Многогранное творчество Никаса Сафронова.
Сафронов талантливо работает в нескольких жанрах: в портретном, где каждый портрет пишет психологически неповторимым, заглядывая в саму суть портретируемого персонажа...
Подробнее »
 Copyright © 2009-2013 Национальный Культурный Фонд "Возрождение".  Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.russianartguide.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации принадлежат Национальному Культурному Фонду "Возрождение", и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. Проект реализуется при содействии ООО "Москоу Медиа Групп".